Значение вербального общения
Одним из немаловажных в жизни навыков, который приобретается ребенком, является речь.
Действительно, для получения необходимой информации человеку недостаточно только наблюдать за окружением и производить исключительно «материальные» исследования предметов или явлений. Чтобы полноценно социализироваться и максимально активизировать познавательные процессы человеку понадобится овладеть правилами общения, которые заключаются во взаимодействии людей для обмена информацией.
Самым распространенным видом такого взаимодействия считается вербальное, то есть устное словесное общение. Главную роль во время такого общения играет так называемый естественный звуковой язык или система фонетических знаков. Эта система действует на основе двух принципов:
* лексики – совокупность существующих слов;
* синтаксиса – правил построения смысловых предложений из этих самых слов.
Таким образом можно считать, что для всех привычная речь выступает в качестве обобщенной формы отражения действительности. Как говорят специалисты, каждое слово и предложение, приобретающие звуковую форму, обязательно изначально проговариваются внутри и проходят мысленный «тихий» умственный анализ, поэтому речь сопряжена с мышлением.
Общепризнанно, что речь выполняет для человека два основных назначения:
* сигнификативное (оно заключается в восприятии смыслового содержания речи и возможности самовольно создавать образы предметов на основании их описаний);
* коммуникативное (благодаря ему одновременно передается не только определенная информация, но и эмоциональное отношение к предмету рассказа и к собеседнику).
В общем плане, ведущая роль в устном речевом общении отводится слову. Если человек им овладеет в полной мере, то он сможет освоить сложнейшие системы предметных взаимосвязей (с учетом определения существенного и второстепенного) и отношений между явлениями окружающего объективного мира вследствие аналитического умственного процесса.
Также стоит отметить, что именно слово классифицирует предметы и явления, относя их к определенным категориям, составляя в памяти некий словарик понятийных терминов, который специалисты называют тезаурусом.
Ввиду этого, детская психология уделяет должное внимание развитию речи у детей и делает все возможное, чтобы ребенок вовремя научился вербальным способам общения.