Коллеги-манипуляторы: как решить эту проблему
К сожалению, сотрудники-манипуляторы – это не просто малоприятные люди, способные испортить настроение. В некоторых, особо благоприятных для них обстоятельствах они также могут практически уничтожить моральный дух сотрудников, разрушить тщательно выстроенные профессиональные отношения и создать напряжение между членами команды или отдела. Правильное и адекватное отношение к таким манипуляторам может обезопасить вас от подобных рисков и снова сплотить рабочую команду.
1. Установите чёткие границы и придерживайтесь их. Например, коллега-манипулятор частенько просит вас помочь ему с его работой, чтобы он успел уложиться в сроки. Если вы соглашаетесь, то вы наверняка откладываете свои задания в сторону, чтобы прийти коллеге на помощь. В конечном счете, манипулятор выглядит преуспевающим и расторопным работником, а вы на его фоне явно проигрываете. Запомните: никакой помощи такому коллеге, по крайней мере, пока вы не завершите собственную работу.
2. Пронаблюдайте за действиями вашего коллеги, чтобы понять его мотивы. Когда речь идет о манипуляторах, здесь весьма уместно выражение «действия говорят больше, чем слова». Такой коллега на
словах может быть вашим сторонником в команде, но если его действия говорят об обратном, то делайте выводы. Как только вы поймёте мотивы его поведения, и они будут явно не в вашу пользу, немедленно сократите всякое взаимодействие с этим человеком. Это даст ему гораздо меньше «оружия», которое может быть обращено против вас.
3. Просто уйдите и отпустите ситуацию. Если вы начнёте переживать о том, что коллега-манипулятор подумает о вас, то это только сыграет ему на руку. Если вам очень хочется понравиться такому коллеге, то, скорее всего, в ближайшем будущем для вас это будет означать сверхурочную работу в качестве добровольной помощи. Прекратите реагировать эмоционально и начать реагировать логически. Его мнение не должно иметь на вас какое-либо влияние, просто делайте свою работу по мере своих способностей и не пытайтесь выполнять работу за других даже из самых лучших побуждений.
4. Умейте говорить «нет» и быть настойчивым в своём отказе. Манипуляторы могут попытаться даже надавить на вас в надежде, что вы не выдержите и уступите. Когда вы говорите «нет», это должно быть окончательное «нет». Вернитесь к своим собственным обязанностям, откажитесь от всяческих дискуссий и не вздумайте оправдываться или извиняться за ваш отказ.
5. Умейте противостоять. Любой вид манипуляций может быть эмоционально выматывающим. Даже если вы установили границы, настойчиво сказали «нет» и проявили твёрдость, сотрудник может продолжать свою тактику. Тогда вам остаётся только противостоять, не давая ему возможности манипулировать вами или ситуацией. Это как раз тот случай, когда вам необходимо чётко озвучить то, что его поведение становится недопустимым, и вы более не желаете это терпеть.
6. Не пытайтесь бороться с манипулятором его же оружием. Это только повысит уровень стресса на рабочем месте и, в конечном счете, приведёт к возникновению проблемных ситуаций с другими сотрудниками.