20 лет Wolfenstein 3D


В начале мая свой 20-летний юбилей отметил Wolfenstein 3D — шутер, с которого, как принято считать, началась история жанра вообще и компании id Software — в частности. В процессе нам удалось вспомнить десять любопытных фактов об этой легендарной игре. Вот они:

1. Wolfenstein и настоящие отцы жанра

Формально, Wolfenstein 3D — не первая в истории игра с видом от первого лица, как принято считать. И даже не вторая. Почти за десять лет до него вышли Maze War (на иллюстрации) и Spasim. Первую разработали в Исследовательском центре Эймса при NASA в 1973 году. Как и следует из названия, Maze War была посвящена войнам в лабиринте: игроки ходили по большой пещере, натыкались друг на друга, стрелялись — вот, собственно, и все. Поскольку двигаться надо было по клеткам, камера вращалась строго на 90 градусов, а смерть наступала после первого выстрела, у игры была красивая драматургия. При встрече в узком коридоре между игроками создавалось напряжение, как в лучших вестернах. Spasim вышел годом позже, зато из лабиринта вознесся к звездам, став пионером жанра космических симуляторов.

2. Wolfenstein и былое

Отцы id Software придумали название для своей игры не сами — бренд, если так можно сказать, был куплен у компании Muse, делавшей в восьмидесятых хиты для Apple и Apple II. Аркады Castle Wolfenstein и Beyond Castle Wolfenstein внешне напоминали знаменитые «Танчики»: большой лабиринт на весь экран, вид не то сбоку, не то сверху, маленькие фигурки бродят по коридорам в поисках приключений.

По сути, изобретатели из id Software лишь перенесли тот же геймплей в три измерения.

3. Wolfenstein и потомки

Если не считать кросс-платформенных ответвлений, у Wolfenstein 3D было всего два прямых продолжения. Вышедший в 2001-ом шутер Return to Castle Wolfenstein оказался раздавлен во временных тисках между Medal of Honor и Call of Duty. Устроенный в 2009-ом перезапуск выступил чуть бодрее. Однако у многих игроков от него осталось то же странное послевкусие, что и от Quake 4 и Doom 3 (на движке которого, несмотря на пять лет разницы, был сделан новый Wolfenstein). Такое ощущение, будто дряхлый ветеран надел новый мундир и полез учить молодежь (типа Crysis) боевым приемам. Впрочем, игру, в которую теперь стало можно играть в интернете во многом извиняло то, что тут можно было увидеть фашистов в невесомости.

4. Wolfenstein и ролевые игры

В 2009 году id Software выпустила на iOS игру Wolfenstein RPG. Пошаговые бои и ролевые элементы пошли старой франшизе на пользу. А вот цензура в AppStore подвела: из игры исчез Гилтер (вернее, исчезли его усы — их заменили на козлиную бородку), а вместе с ним и свастики.

Ваш комментарий